ДООМ "Оригами и геометрия"-2016
Инструкция к Обучающему этапу.
Здравствуйте, дорогие друзья!
Цель:
познакомить команды с типологией заданий, отработать
внутри команды механизмы поиска и обработки информации
(индивидуальная и групповая работа).
1) Обучающий этап рекомендуется провести в течение трех-четырех занятий:
- на первом занятии под руководством учителя по предложенной Cхеме 1 сложить 12 кубиков (квадраты для складывания кубиков должны быть со стороной 10 см).
Выполнить следующие упражнения с этим набором кубиков:
- Составьте всевозможные кубы из этих кубиков. Сколько кубиков нужно взять для составления куба?
- Сколько параллелепипедов можно составить из этого же количества кубиков?
- Можно ли составить параллелепипеды из 10, 12 кубиков. Сколько их получится?
- Составляя многогранники указывайте их ребра, грани и вершины. Назовите количество ребер, вершин, граней? Объясните, как проще посчитать их количество?
- Как Вы понимаете смысл термина: основание куба, основание параллелепипеда? Сколько оснований может иметь куб? Сколько оснований может иметь параллелепипед?
- В чем сходство и в чем различие куба и параллелепипеда?
- на втором занятии под руководством учителя необходимо сложить два контейнера по Cхеме 2 (один контейнер как показано по схеме, а второй - сложить лист А4
по горизонтали как показано слева внизу на странице схемы 2, а затем продолжить с пункта 2 схемы 2):
- Какие многогранники напоминают эти контейнеры?
- Укажите ребра, вершины, грани. Сколько их? Укажите основание контейнера? Сколько их может быть?
- Какая фигура лежит в основании? Как найти площадь основания?
- Сложить четырехугольную коробку по схеме 3.
- Какой многогранник напоминает эта коробка?(четырехугольная коробка – параллелепипед)
- Укажите ребра, вершины, грани. Сколько их? Укажите основание контейнера? Сколько их может быть?
- Какая фигура лежит в основании четырехугольной коробки? Как найти площадь основания? Выполните необходимые измерения и найдите площадь основания.
- на третьем и четвертом занятиях исследование рекомендуется проводить по следующему плану:
- Рассмотрите фотографии в фотоальбоме (приложение 1). Надпись 1л, 2л…. На что указывает эта надпись? (Комментарий для учителя. Предполагаемый ответ учащихся: эта надпись говорит нам об объеме жидкости в бутылке, тетрапаке…).
- Работа с набором кубиков. Принять объем одного кубика за единицу объема. Сложить куб из набора кубиков и вычислить его объем. (…единичных кубиков).
(Комментарий для учителя. Предполагаемый ответ учащихся: объем равен количеству кубиков из которых выложен куб). Как проще подсчитать количество этих кубиков?
- Сколько кубиков укладывается в основании? (Комментарий для учителя. Предполагаемый ответ учащихся: один слой).
- Сколько таких слоев? (Комментарий для учителя. Предполагаемый ответ учащихся: объем равен произведению количества кубиков одного слоя на количество слоев).
- Из этого же количества кубиков сложите различные параллелепипеды и определите их объемы, указывая сколько кубиков укладывается в основании. Сравните объем куба и объемы полученных параллелепипедов.
- Сложите параллелепипед объем которого в два раза меньше объема куба. Чему равен этот объем?
- Сложите параллелепипед объем которого на 2 больше объема куба. Чему равен этот объем? (… единичных кубиков)
- Предположим, что нужно заполнить контейнеры и коробки сладостями. Как определить их объем? Попробуем использовать наши кубики? Не получается? Нужно выбрать другую единицу измерения. Для того, чтобы измерить любой объем введены единые единицы измерения.
- Классические меры объема: 1мм3 ,1см3 , 1дм3 , 1м3 …, 1дм3 =1л ( приложение 2 фотоальбом). Предложить участникам найти старинные и нестандартные меры объема (приложение 3 фотоальбом).
- Выполнить измерения основания первого контейнера (длину и ширину указать в см). Сколько кубиков со стороной 1 см можно уложить в основании? (Комментарий для учителя. Предполагаемый ответ учащихся: один слой – чтобы подсчитать количество кубиков одного слоя, нужно длину основания умножить на ширину основания.) Измерьте высоту в см и определите, сколько таких слоев поместится в контейнер? Какой получится объем контейнера? (Комментарий для учителя. Предполагаемый ответ учащихся: при нахождении объема количество кубиков одного слоя умножаем на количество слоев).
- Таким же способом сделайте все необходимые измерения и определите объем второго контейнера и четырехугольной коробки. Сделайте вывод.
(Комментарий для учителя. Предполагаемый вывод учащихся: при вычислении объема находим количество единичных кубиков из которых выкладывается многогранник
(куб или параллелепипед). Для этого определяем количество кубиков которыми можно выложить основание – длину основания умножаем на ширину основания. При нахождении
объема количество кубиков одного слоя умножаем на количество слоев. Количество слоев определяется высотой многогранника. Произведение длины основания на ширину
основания это есть площадь основания. Следовательно, объем параллелепипеда или куба равен произведению площади основания на высоту.
- Решите задачу. Каждому участнику вашей команды дед Мороз выслал коробку конфет размеры которой : длина - 25см, ширина - 20 см, высота 3см. Каких размеров и
какого объема должна быть коробка для пересылки?
- Дополнительное задание (необязательное, но можно получить дополнительно 20 баллов).Сложить по Cхеме 4 шестиугольную коробку.
** Творческий подход к проведению обучающего этапа в
своей команде (например, в виде игры и тому подобное) не возбраняется, а даже наоборот, поощряется.
Учителю:
- Беседу с детьми лучше вести на обычном разговорном уровне, избегая лишних (в данный момент) математических терминов.
- Предоставьте детям полное право самим делать открытия. Целенаправленный диалог учителя с учениками приведет к тому, что все основные геометрические термины, которые рассматриваются в данный момент, будут названы учащимися. Нужно только выслушать все ответы, обратить внимание на характеристики, которые дают дети, потом всем вместе отредактировать их и сделать выводы.
2) Команда пишет отчет о проделанной работе. В нем надо кратко описать:
- Как именно в вашей команде (школе) проходил обучающий этап?
- Какие трудности возникли при складывании куба, контейнеров, коробок и почему?
- Напишите ваши впечатления и замечания по данному этапу.
- Сделайте фотографии работ на каждом шаге этапа.
Оценивание обучающего этапа:
- работа с набором кубиков: 1-50 баллов,
- работа с коробками: 1-60 баллов,
- исследования и вывод формулы объема параллелепипеда: 1-70 баллов,
- за оригинальность проведенного обучающего этапа на усмотрение комиссии добавляется от 1 до 20 баллов.
3) Требования к оформлению письма с отчетом:
Отчет посылается в лист рассылки на адрес doom-origami@googlegroups.com
- Тема письма должна выглядеть так: тема: id XXХ otchet YYY
где XXХ - трехзначная цифра id команды, YYY - название команды
Например, тема: id 003 otchet Тетрик
- Тело письма:
1-я строка: id команды, название команды.
2-я строка: Отчет по обучающему этапу ДООМ «Оригами и геометрия»- 2016.
3-я строка: имя, отчество и фамилия руководителя команды.
4-я строка: отчет команды (см. п. 2)
- Предпоследняя строка (условно, 5 строка): прямой URL на текст отчета
команды, если есть желание разместить его на вашей школьной страничке
(необязательно).
-
Последняя строка: подпись (минимально-обязательная часть) - Название
команды, ХХХ, где XХX – трехзначная цифра id команды,
Например, Тетрик, id 003.
Так же в подписи может быть еще что-то - все по-разному подписываются...
4) ВАЖНЫЕ примечания:
- Размер вашего письма не должен превышать 450 кб
- Формат письма - только текст.
Пожалуйста, проверяйте настройки ваших почтовых клиентов, чтобы не
терять баллы из-за глупых ошибок и невнимательности.
- Никаких вложений (аттачментов) и html-оформления в лист рассылки не высылайте.
Если вы хотите оформить свой отчет красиво, сделайте веб-версию и разместите на своей страничке, в письме же укажите только URL.
5) Сроки:
К выполнению заданий можно приступить немедленно :)
С 24.02 - 14.03 идет самопроверка выполнения заданий.
14.03.2016 необходимо выслать свой отчет.
Оценивание работы команд будет проходить в то время,
когда вы будете выполнять задания творческого этапа.
6) Поощрения:
За соответствия требований к оформлению письма:
правильное написание темы письма с отчетом - 5 баллов,
1, 2, 3 строки - по 5 баллов,
4 строка: 4 строка: за соответствие плану отчета: информация по каждому
предложенному пункту - 180 баллов,
5 (условно) строка: оформление отчета в виде веб-странички, т.е.
наличие прямого URL - 10 баллов. Кроме того, организаторы оставляют за
собой право добавить до 20 баллов за особые творческие озарения команды
6 строка (подпись) - 5 баллов
За нарушения требований (пп. а-г "ВАЖНЫХ примечаний") баллы вычитаются
Наибольшее количество баллов за обучающий этап - 230 баллов